ГК «Самолет» выпускает облигации, чтобы погасить старые долги и избежать дефолта

ГК «Самолет» выпускает облигации, чтобы погасить старые долги и избежать дефолта
ГК «Самолет» выпускает облигации, чтобы погасить старые долги и избежать дефолта
Действия ГК «Самолет» с облигациями сравнимы с деятельностью МММ.

За счет нового выпуска руководство покрывает ранее возникшие задолженности и старается избежать дефолта компании.

«Самолет» и подобие МММ

Сегодня ожидается, что девелоперская компания «Самолет» соберет средства для выкупа облигаций выпуска БО-П11. Общая сумма выкупающих бумаг составит около 13 млрд рублей.

Ранее процентная ставка по этому выпуску облигаций 2022 года, от которого компания привлекла 20 млрд рублей, была увеличена с 12,7% до 26%. Причины такого изменения неясны. Возможно, бумаги находятся у доверенных лиц, которые таким способом стараются вывести оставшиеся средства из находящегося в сложной ситуации застройщика.

Читайте ещё:Министр энергетики Саудовской Аравии пригрозил обвалить цены на нефть до 50 долларов

В компании также ожидается выпуск бумаг нового займа, чтобы получить деньги на поддержание жизни в условиях неприемлемо высокого долга. «Самолет» всё больше напоминает МММ, потому что реальной финансовой базы у бизнеса нет, а для его существования требуется постоянно делать новые долги, чтобы гасить текущие обязательства и не допускать дефолта.

Последний рано или поздно произойдет – однако бенефициары компании, среди которых торчат уши брата подмосковного губернатора Максима Воробьева, собираются оттягивать его до последнего. Ведь в случае дефолта они потеряют всё, а так могут перепродать ряд активов за хорошие деньги. Злопыхатели утверждают, что якобы они вкладывают они не свои деньги, а инвесторов и дружественных госбанков.

Долговое болото

«Самолет» с начала 2025 года предпринимает усилия для того, чтобы оттянуть долговые проблемы. Месяц назад совет директоров девелопера, который с осени возглавляет выходец из главного кредитора компании Сбера Анна Акиньшина, принял решение направить на внеочередной выкуп облигаций 10 млрд рублей. Затем сумма, судя по всему, выросла, причем на значительную цифру.

«Самолет» падения: сбрасывая балласт компания набирает долги? hkidruiqediqttkmp dzdiqdeiqkxidddatf

Максим Воробьев.

Источник денег не был назван, но скорее всего – это заемные деньги банков, которые будут частично закрыты выпусками новых облигаций, а частично переписаны на будущие года. В этом случае с проблемами «Самолета» придется разбираться совсем другим органам.

Разговор идет о облигациях «Самолета» выпусков БО-П11, БО-П12, БО-П13, БО-П14 и БО-П15, причем держателям бумаг предложили направить оферту в срок до 3 февраля 2025 года. Компания хотела выкупить бумаги по минимальной цене, чтобы снизить объем своих трудностей, но на деле потраченная сумму кажется внушительной. Так что всё это на пользу «Самолету» не пойдет.

Шансов на спасение нет

После отмены в РФ базовой льготной ипотеки (июль 2024 года) финансовое положение «Самолета», который за полгода до этого стал лидером жилищного рынка РФ, стало не очень стабильным. 

На сентябрь 2024 года у компании был общий долг в 630 млрд рублей (прибавка в 115 млрд рублей за полугодие), запасы в виде недостроенных домов на 500 млрд долларов и активы по договорам с покупателями (договоры долевого участия) на 240 млрд долларов. 740 млрд рублей больше 630 млрд рублей, только вторая цифра – реальная, а первая условная. 

Объем продаж «Самолета» в третьем квартале 2024 года упал на 45%, чем поставили бизнес под угрозу. До этого вырученных с продаж квартир денег хватало «Самолету» для обслуживания корпоративного долга. Стабильный спрос и постоянный рост цен на жилплощадь позволяли «Самолету» постоянно расширять портфель за счет скупки новых проектов на заемные деньги, но прошлым летом этот финансовый пузырь лопнул.

Теперь выручка «Самолета» не бьет текущие затраты и создает риски для реализации запущенных проектов, где заложены деньги дольщиков. Никто не знает, когда и как лопнет эта система, но пострадать от этого может вся строительная линейка «Самолета», любой его несданный дом. Президенту РФ крайне это не понравится, вот бенефициары и держат «Самолет» в полете.

Люди из клана Шойгу

Ситуация грозит скандалом федерального масштаба и угрожает бенефициарам девелопера, главным из которых считается брат губернатора Московской области Максим Воробьев. Данный бизнесмен получил свой бизнес от Андрея Воробьева более 20 лет назад, когда его старший брат решил пойти в политику и на полную катушку воспользоваться связями своего отца.

Читайте ещё:Суд в Петербурге вынес приговор бывшим совладельцам обанкротившейся сети «Юлмарт»

Отец Андрея и Максима Воробьевых сенатор Юрий Воробьев до 2007 года в течение 16 лет был не только правой рукой Сергея Шойгу в МЧС, но и является его личным другом. Их дома на Рублевке стоят рядом и даже не огорожены забором, Шойгу и Воробьевы дружат семьями.

Андрей Воробьев попал в губернатор Московской области после того, как Шойгу был назначен на должность министра обороны РФ. Шойгу после МЧС несколько месяцев, как известно, проработал в Подмосковье, причем там отметилась вся его «бравая команда» в лице Руслана Цаликова и Тимура Иванова. Военное ведомство, освободившееся после скандала с Евгенией Васильевой, показалось ему более интересным (теперь мы знаем почему), и Шойгу ушел туда. На его место в Подмосковье был вызван Андрей Воробьев, который тогда был зампредом Госдумы.

Офшоры и прокладки Воробьевых

После этого братья Воробьевы начали осваивать регион и обратили свой взор на строительство. Официально «Самолет» был создан Михаилом Кениным и Игорем Евтушевским в 2012 году. Максим Воробьев вошел в бизнес не напрямую, а как бенефициар ООО «СЗ «Самолет ЛО». По данным ЕГРЮЛ, предприниматель вышел из этого в октябре 2016 года, а его доля перешла ООО «Самолет две столицы». При этом «Самолет» в октябре 2020 года назвал возможным риском присутствие Максима Воробьева в своем капитале.

«Самолет» падения: сбрасывая балласт компания набирает долги?

Андрей Воробьев.

Застройщик сообщал, что Максиму Воробьеву принадлежат 29% в ООО «Самолет две столицы», которое в настоящее время является собственником ООО «СЗ «Самолет ЛО». Фамилии Воробьев там среди учредителей никогда не прослеживалось. Сегодня ООО «Самолет две столицы» владеют ПАО «Самолет» и АО «ИГ 11», чьи основным бенефициаром и являлся Максим Воробьев. Только на 2018 года АО «ИК 11» владело не 29%, а 75% в ООО «Самолет две столицы».

Кроме того, в ООО «Самолет две столицы» фигурировали такие мутные компании как виргинский офшор МУРЛАН СЕРВИСЕЗ ЛИМИТЕД, ЗПИФ «Первый» и ООО «Крафт» с нулевой выручкой и долгом под 300 млн рублей. Все эти организации заходили в ООО «Самолет две столицы» после того, как в прессе выходили публикации об участии в «Самолете» Максима Воробьева. В общем компания активно скрывает реальный объем присутствия главного бенефициара.

На нисановских дрожжах

«Самолет» при Андрее Воробьеве сначала начал доминировать в Подмосковье, задавав несколько конкурентов, включая связанную с бывшим губернатором региона Борисом Громовым RDI Group. Ключевую роль в процессе сыграл не Максим Воробьев, а московский девелопер Год Нисанов из «Киевской площади», который известен связями в команде московского мэра Сергея Собянина.

«Самолет» падения: сбрасывая балласт компания набирает долги?

Год Нисанов.

Сегодня Нисанов числится помощником на общественных началах у Андрея Воробьева, а до осени он владел 10% акций ПАО «Самолет». Нисанов сбежал из девелопера сразу после того, как стало ясно, что компанию ждут большие трудности, а может быть и крах. Только это не отменяет помощь в построении в Подмосковье такой строительной монополии как «Самолет».

Нисанов и Максим Воробьев использовали разные методы. Например, девелопер Ильгар Гаджиев утверждает, что Нисанов и Максим Воробьев якобы сначала его обманули, затем вымогали деньги в пользу Андрея Воробьева и отобрали бизнес.

Однако одно дело «отнять и поделить», а совершенно другое – развитие. Здесь у «Самолета» в 2024 году возникли страшные проблемы, потому что компания в течение нескольких лет брала всё, что плохо лежит, выпустила огромное количество облигаций и набрала кредитов. Всё делалось для того, чтобы урвать деньги прямо сейчас. 

После того, как такая система хозяйствования потерпела крах, Нисанов сбежал из «Самолета», в том же направлении хотел последовать Кенин, но то ли не нашел покупателя, то ли бы остановлен на полушаге – в таком случае девелопер бы сразу развалился, а про Максима Воробьева в компании перестали вспоминать. 

Зато была задействована Акиньшина и новая команда топ-менеджеров, которым дана задача удержать этого Франкенштейна на финансовом ИВЛ, хотя и руки уже отвалились, мозг не работает, а сердце пашет только благодаря приборам. Теперь идет подача в данного организм «стволовых клеток» в виде выпуска новых облигаций, только мутант от этого вряд ли задышит. Вот такие демиурги Нисанов и Максим Воробьев.

utro-news.ru

Юрий Лобачев

Распечатать